Постимся постом приятным?

В нашей Церкви около 180 постных дней в году, а зачастую и больше, если учесть изменяемость продолжительности Петрова поста. Таким образом, пост есть одно из основных аскетических упражнений, которое нам православным христианам необходимо выполнять. В эти 180 дней входят 4 многодневных поста, которые имеют различной строгости уставы пощения.

Как спасителен пост! Однако как всякое духовное делание он содержит в себе опасность, и эта опасность велика. Необходимо знать, что сам по себе пост не имеет ценности, постятся и мусульмане (причем постятся строже нас), постятся буддисты, постятся очень многие стремящиеся к каким-либо духовным дарам.

В этом смысле пост можно назвать универсальным для многих религий и конфессий. Вообще аскетика в разных формах присуща всем религиям, а значит, может иметь как положительное значение, так и отрицательное; может приводить к Богу, а может вести и в иные «духовные сферы».

Пост приобретает для нас ценность тогда, кода он подчинён самому главному закону, который должен действовать в сердце христианина – закону любви.

Как часто можно слышать сегодня от некоторых христиан следующие мнения: не имеем мы ни любви, ни смирения, ни кротости, так хоть попостимся… Однако в этих словах слышится иное: нет любви и не будет. Говорящий так по сути отвергает для себя саму возможность стяжания такой любви. Такие люди пытаются за исполнение внешнего обряда, внешней формы спрятать боязнь изменить себя, нежелание духовного роста.

Пост приятный

Они профанируют само христианство, т. к. в основу их религиозной жизни положен принцип «ты мне – я тебе»: мы исполняем заповеди, творим добрые дела, а за это надеемся получить награду.

Для них говориться в Св. Писании:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10).

Пост, аскеза необходимы нам, они научают нас самоконтролю, упражняют дух для борьбы с ветхим человеком, но без любви они могут превратить нас в фарисеев, жестокосердных законников, которые высматривают на этикетках состав продукта и поглощают ближних, не моргнув глазом.

Характерно, что именно отрицающие наличие в себе любви являются наиболее строгими постниками. Каков же должен быть пост христианина?

Давайте задумаемся над тем, что пост – это своего рода духовный «спорт». Ведь и аскеза переводиться с греческого как упражнение, а пост это и есть часть аскезы. Какой спортсмен будет издеваться над собой? Будет ли штангист поднимать вес, который ему не по силам, а бегун бежать дистанцию больше своих возможностей?

Цель любых упражнений укрепить силы, а не надломить; приготовить человека к подвигу и состязанию, а не ослабить его. Пост с самоистязанием, без любви, это пост, который ослабляет и надламывает.

Апостол Павел говорит:

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1Кор.9:24).

Так будем же бежать поприще поста вооружившись любовью, снисхождением, вниманием к ближним, не осуждая никого за то как кто поститься

«Постимся постом приятным» призывает нас Церковь в одной из стихир. Посмотрим на себя, и подумаем, кому же приятен наш пост, и если он не приятен Богу, то кому же тогда?..