Не криви душой

Три тайны привлекают внимание человека: Космос (мир), сам человек, и Бог – тайна из тайн. За этими тайнами смысл человеческой жизни. Две первые помогают постичь главную – тайну Бога.

Сокровище это – Царство Небесное, то есть Богообщение, через которое только и возможно Богопознание.

будь чист помыслами

Наука самопознания самая древняя и увлекательная из всех существующих. Ей посвящали наблюдения и размышления еще мудрецы Греции, Китая, Индии. Ей посвящают жизнь и последователи Христа. И если языческие философы шли в ночном тумане, удовлетворяясь слабым светом звезд, то нам, живущим в Свете Христа, движение в этом направлении определено Самим Богом.

Неся Благую Весть, Господь Иисус Христос говорил внимавшим ему людям: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Это значит, что все мы Адамы (Адам в переводе с еврейского означает: «тот, кто создан по образу и подобию Божию»), «Как в оттиске виден рисунок печати, так самопознание ведет к Богопознанию», – говорят современные богословы. Но может ли человек познать себя истинного, если он искажен грехом?

Иисус Христос говорит: «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6).

О человеке же величайший из пророков царь Давид говорит: «Всякий человек – ложь» (Пс. 115, 2).

Как же через ложь познать истину? Один подвижник, глядя на звездное небо, отражающееся в гладкой поверхности озера, сказал: «Вот так и Бог может отразиться в человеке, если дух его не будет возмущен соблазнами мира сего».

Что же знаем мы о мире, соблазны которого стоят между человеком и Богом?

Богооткровение поведало нам, что мир «во зле лежит». Это видно и в неживой природе, где стихии постоянно пребывают в состоянии войны, лишь чудом не уничтожая одна другую, балансируя между гармонией и хаосом. И вся история человечества с его философией и богатейшим опытом ведения переговоров о мире беспрерывно переходит от одной формы ведения войны к другой, порождая разруху, насилие и нищету.

Девятая заповедь пророка Моисея предостерегает человека: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего», это означает, не криви душой ни при каких обстоятельствах, какие бы выгоды это тебе ни сулило. Ибо желание получить блага мира, лежащего во зле, неизбежно толкает человека ко лжи. Богатый на меткое слово, еще по наблюдению Н.В. Гоголя, ум русского человека не случайно породил забавную на первый взгляд поговорку: «Чем меньше совести, тем больше всего остального».

Человек, произносящий ложь, становится частью лжи, сродником отца лжи дьявола. Первое же слово лжи тянет за собою целую цепь лживых слов и поступков, которая оковывает человека, заставляет бояться полета мухи, учит говорить много пустого и ненужного, толкает все дальше на преступление, чтобы не осталось свидетелей, не открылась правда. Но и это – заблуждение.

Первый свидетель лжи человека – его совесть, второй – Бог, ждущий от человека покаяния, чтобы его спасти, третий – люди, потому что нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Ограждая свое «благополучие» нагромождением лжи, мы лжем и себе, слишком высоко оценивая свои достоинства, болезненно переживая всякую попытку разрушить этот иллюзорный мир. Мудрость же в том, чтобы жить повседневной жизнью, используя свой реальный талант, данный от Бога.

Если эллинские мудрецы подобно Сократу, не стеснялись говорить о себе: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю», то нам ли не помнить слова Божии, сказанные через апостола Павла:

«Не думай о себе более, нежели должно думать, но думай скромно…» (Рим. 12, 3).

Христианин должен удерживаться от навязанной современностью погони за всезнанием, заложниками которой становятся наши дети, страдающие от хронического переутомления, излишнего самомнения или сознания собственной неполноценности оттого, что не имеют чужих талантов.

А какую ложь навязывает современное искусство, пропагандирующее бесстрашных суперменов! Подлинные герои гораздо скромнее.

Напомним строки из блокнота маршала Г.К. Жукова: «…нет абсолютных героев, абсолютно мужественных военачальников. Героями становятся те, кто в минуты тяжелой обстановки сумел побороть страх и не поддаться паническому настроению».

Человек часто лжет на ближнего, приписывая ему то, чего он не делал, обличая в том, чего не совершал. Находясь в состоянии помрачения, человек может впасть в более тяжкий грех, когда начнет рассуждать о Боге, опираясь на свои приземленные представления. Бог этих «мудрецов» не Бог Авраама, Исаака, Иакова, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, Паисия Афонского, а их собственное творение, если не хуже.

Одна из евангельских заповедей блаженства наставляет: «Чистые сердцем Бога узрят». Чистое сердце – это сердце, променявшее свое земное имение, то есть пристрастие к соблазнам мира сего, на возможность видеть образ Божий в себе.

Тяжела правда, но спасительна. Святые отцы советуют не доверять своему мнению. Все лучше делать с рассудительностью и советом, сличая предлагаемое современностью с опытом предшествующих поколений, хранимым в лоне Святой Православной Церкви.