Путь к Царству

Начался Великий пост – паломничество к Пасхе. Пост выводит нас из состояния мирского оцепенения, в котором мы забываем, что мы здесь не дома, что нас ждут в другом месте. И пост же дает нам возможность вспомнить о нашем Царстве, совершить путешествие к нему.

В конце этого пути нас ждет Пасха – Царство Христа, там и встретимся с нашим единственным Царем. Но путь туда может быть нелегким. Отправляясь в дорогу, мы должны, подобно Закхею, желать встречи со Христом.

духовный пост

Подобно мытарю – не думать ни о чем, кроме СВОИХ грехов. Подобно блудному сыну мы должны тосковать по нашему настоящему дому. Все эти образы Церковь предлагает нам перед началом поста. Мы отправляемся в путь…
Подобно воинам, собирающимся в поход, мы берем только самое необходимое, чтобы добраться до цели. И здесь перед нами встает вопрос: а достаточно ли нам того провианта, который мы взяли с собой? Хватит ли у нас сил добраться до конца при современном темпе жизни и нездоровой природной обстановке, если следовать всем предписаниям Устава?

Некоторые скажут: «Да полно вам, отцы, деды наши постились, и никто не умер, и мы не развалимся». Но, возможно, интересно будет им узнать, что постные уставы Древней Руси предусматривали более мягкое пощение, а также то, что обыкновенное пшеничное зерно содержало белка в то время в три раза больше, чем сегодня, тем хлебом можно было наесться.

Интересно также то, что Устав все-таки разрешает гораздо больше, чем мы себе это представляем, например: осьминогов, морских ежей, мидий, омаров и прочих «черепокожих», которые в нашем климатическом поясе просто не водятся.

Правда, купить их сегодня все же можно, как и маслины, оливки, финики, миндаль, виноград, смоквы, яблоки, груши (не очень характерные правда для этого времени года в нашем поясе), есть только одно «но»… Продукты из первого списка для нас скорее деликатесы, и далеко не всем доступны. Продукты из второго списка более привычны, но в этот период года они у нас тоже, к сожалению, не произрастают (я имею в виду яблоки и груши).

Тем не менее, все это многообразие, (доступное в Греции, Палестине и не доступное у нас), призвано к тому, чтобы поддержать силы постящегося, не дать ему ослабнуть.
Великий Пост – это путь к Пасхе, цель этого пути – вовсе не сам путь!

Цель – достижение Царства. Понятно, что если воин в походе будет объедаться, напиваться и т.д., он вряд ли дойдет, ему станет просто лень, но если он будет голодать, он точно не сможет достичь цели. Мы должны взять с собой столько, сколько необходимо для жизни.

И у всех разные возможности,

«Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14,6).

Чтобы правильно оценивать свои возможности и силы, нам необходимо рассуждение, корень этого рассуждения – понимание, для чего все это нам надо и что с нас потребуют в нашем Царстве. На этот вопрос Церковь дает ответ в неделю «О Страшном Суде».
Послушайте, что говорит Христос в Евангелии. Он не спрашивает, постились мы или нет, не спрашивает, сколько мяса мы съели постом, Он даже не спрашивает, с какой стороны мы крестимся и как при этом складываем пальцы.

Он спрашивает, накормили ли мы голодного, посетили ли заключенного, навестили ли больного, впустили или в дом обездоленного?.. И тем, кто был в этом верен, Он говорит:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34). Приидите – вы дошли!